Недавно вступил в силу очередной — уже десятый — пакет экономических санкций ЕС против России, предполагающий жесткие экспортные ограничения в отношении нашей страны, а также меры в отношении отдельных физических и юридических лиц. При этом сейчас рестрикции, в отличие от предыдущих, вводились более болезненно, а их координация была затруднена. Сегодня четко проявились полярные позиции по поводу антироссийских ограничений между такими странами, как Польша, Италия или Венгрия.
Инициаторы санкций при обсуждении очередного пакета акцентировали внимание на тех ограничениях, которые способны противодействовать обходу ранее введенных мер против РФ. Здесь возникает несколько интересных моментов. Во-первых, новый пакет частично демонстрирует признание Брюсселем слабой эффективности предыдущих барьеров, а также того, что санкции не всегда срабатывают.
Действительно, российская нефть, к примеру, экспортируется почти везде по ценам выше установленного потолка за счет использования теневого танкерного флота, а электроника и автомобили ввозятся в больших объемах по параллельному импорту.
Россия продолжает получать доступ ко многим западным импортным товарам. Даже такая болезненная сфера санкционного воздействия, как высокотехнологичный сектор, пока не ощутила серьезного воздействия санкций. Дело в том, что в России частично созданы запасы электроники и компонентов, в том числе для оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, часть технологий можно восполнить за счет поставок из третьих стран. Этим объясняется, в частности, тот факт, что в 2022 году в России продолжился рост импорта интегральных микросхем и полупроводников.
Во-вторых, новые санкционные ограничения не учитывают, что российская экономика уже научилась адаптироваться к ранее введенным рестрикциям. Более того, чем больше вводится ограничений, тем дальше и быстрее Россия в своих внешнеэкономических связях переориентируется на альтернативные рынки. Таким образом, формируется новая архитектура международной торговли, которая перестает быть свободной, то есть торговлей без ограничений. Торговый протекционизм надолго становится новым трендом развития мировой экономики.
В-третьих, попытки усложнить сотрудничество РФ с третьими странами (например, Китаем или Турцией) создают риск, что отношения США и Европейского союза с этими государствами могут заметно ухудшиться. А проявление тенденции экономической изоляции так называемых развитых стран от остального мира способно нанести еще больший урон Западу, и не только имиджевый.
Наконец, следует отметить, что в 2022 году взаимная торговля и инвестиционное сотрудничество России с США и странами ЕС резко сократились, и у Запада почти не осталось резервов для введения санкций в будущем.
К тому же экономический ущерб для стран-инициаторов от введения санкций, который дополняется нагрузкой, вызванной масштабной помощью Украине, остается серьезным вызовом для экономического роста этих государств. К сожалению, политические амбиции Брюсселя пока еще довлеют над экономическими выгодами и приоритетами.
Сегодняшние санкции в большей степени политизированы, они вряд ли окажут существенное воздействие на российскую экономику, а лишь призваны продемонстрировать продолжение агрессивного внешнеполитического тренда западных стран в отношении России.
При введении санкций в Евросоюзе, кажется, изначально не оценивали реалистичные ожидания от этих ограничений. Кроме того, парадоксально, но меры против РФ, по сути, не имели четко обозначенных и сформулированных целей, что, по всей видимости, и затрудняет получение результата от санкционной политики.
Российская экономика не рухнула, и, напротив, Международный валютный фонд и Всемирный банк прогнозируют ее более быстрое восстановление, чем ожидалось еще год назад. Платежный баланс РФ на протяжении последнего года демонстрировал устойчивый профицит. Санкции не отразились отрицательно на динамике курса российской национальной валюты.
В 2023–2024 годах западные рестрикции, безусловно, принесут новые экономические вызовы, но дефицит российского бюджета и профицитный платежный баланс, по всей вероятности, останутся управляемыми.
Россия в сложившейся ситуации постоянно разрабатывает новые способы и механизмы противодействия санкциям, по-прежнему имея сравнительно небольшой долг и высокие объемы резервов. Тем не менее нельзя забывать, что основной негативный эффект от санкций следует ожидать в средне- и долгосрочной перспективе. На этом фоне именно от успеха адаптации РФ к ограничениям будет зависеть степень их воздействия на отечественную экономику.
Автор — доктор экономических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора